21:34 Стартовало электронное декларирование доходов чиновников в Украине | |
В полночь 15 августа на сайте Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) был открыт доступ к системе электронного декларирования доходов и имущества госслужащих. Как сообщает Joinfo.ua, об этом на своей странице в социальной сети Facebook информировала глава НАПК Наталья Корчак. Однако не все так просто. В пятницу, 12 августа 2016 года, Госспецсвязи отказала в сертификации комплекса сбора и обработки электронных деклараций. 13 августа глава НАПК Наталья Корчак заявила, что без аттестата соответствия Госспецсвязи система не заработает. Глава службы Леонид Евдоченко сказал, что на новую экспертизу нужно «около двух месяцев», но они «готовы ускориться». В итоге НАПК оставило в силе решение о запуске системы в полночь 15 августа — несмотря на отсутствие аттестата защиты информации, который является необходимым в соответствии с законодательством. Отметим, что по решению Госспецсвязи заключение с замечаниями этого органа запрещено передавать разработчику программного комплекса, компании «Миранда». Таким образом на данный момент разработчики физически не могут исправить выявленные недочеты. 16 февраля этого года Верховная Рада приняла "безвизовый" закон об электронном декларировании. Он предусматривал введении уголовной ответственности за ложную информацию в электронных декларациях лишь с 2017 года. Это вызвало недовольство у европейских партнеров, 12 марта президент Петр Порошенко ветировал закон и представил свои предложения. 15 марта народные депутаты приняли закон с предложениями президента: было решено, что уголовная ответственность за вранье в декларациях вводится уже в 2016 году. Чиновники 1-3 рангов должны внести в Единый государственный реестр деклараций сведения о своих доходах и имуществе за прошлый год в течение 60 календарных дней после начала работы системы, т.е. до 13 октября. Исправить декларацию можно в течение семи дней после ее подачи. Новая электронная форма декларации насчитывает 16 разделов. "Ранее закон не обязывал чиновников декларировать наличные деньги. Теперь такая обязанность наступает, если средств более 60 тысяч гривен (50 минимальных зарплат). Вводится отчетность по объектам незавершенного строительства, необходимо отчитываться и об офшорах. Если есть юрлицо, которое контролирует чиновник, но оно формально ему не принадлежит, то он должен его задекларировать. Для ценного движимого имущества пороги декларирования увеличены с 50 м.з.п. до 100 м.з.п., а для расходов - до 50 м.з.п. В законе прописана уголовная ответственность за недостоверные сведения в декларациях - она наступает, если сумма несоответствия указанных и реальных заработков превышает 250 минимальных заработных плат (м.з.п.), то есть более 300 тыс. грн. Предусматриваются альтернативные заключению санкции. За недостоверные сведения в декларации на сумму от 100 до 250 м.з.п., то есть, более 140 тыс. грн предусмотрена административная ответственность. Следить за честностью чиновников и проверять декларации на достоверность обязано Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК). Оно должно заработать одновременно с запуском э-декларирования. НАПК может проводить проверку декларации в том числе "на основании информации, полученной от физических и юридических лиц, из средств массовой информации и других источников". 3 августа в НАПК заявили, что внедрение системы электронного декларирования выполняется согласно графику. Глава агентства Наталья Корчак сообщила, что подписала техническое задание на разработку защиты для программного обеспечения, и в Госспецсвязи приступили к работе. 11 августа президент Украины Петр Порошенко напомнил чиновникам, что старт е-декларирования близится, и никто не намерен переносить эту дату. "Еще раз подчеркиваю: все должны вывернуть свои карманы перед обществом с 15 августа – другой даты я не рассматриваю и даже слышать не хочу о переносе! И прошу не верить слухам и домыслам", - сказал Порошенко. Он отметил, что несовершенство соответствующего закона и очевидная "сырость" программного софт-обеспечения не могут быть основанием для переноса старта данного процесса. | |
|